Pushkov Institute of Terrestrial Magnetism, Ionosphere and Radio Wave Propagation
Russian Academy of Sciences
( founded in 1939 )
Home  UP  Research Projects Services Info News Events Personal Archive
Электронный бюллетень новостей по солнечно-земной физике

Электронный бюллетень новостей по солнечно-земной физике
№ 12 (41), 29 июня 2004 года

Содержание:

  1. Первый частный полет в космос: SpaceShipOne.
  2. Успешный массовый запуск: спутник Деметр и попутчики.
  3. ICESTAR – дополнение В.Пилипенко.
  4. Эхо событий : Коллоквиум КОСПАР "Радиационная опасность при полете на Марс".
  5. In memoriam: В.И.Мороз.
  6. Всем читателям Бюллетеня.

1. Первый частный полет в космос: SpaceShipOne. Весь мир 21 июня 2004 года следил за полетом частного ракетоплана SpaceShipOne за пределы земной атмосферы. Проведя на границе земной атмосферы на высоте 100 км около трех минут, SpaceShipOne приземлился на том же аэродроме Мохаве (Mojave) в Калифорнии откуда был поднят в стратосферу специальным самолетом "Белый рыцарь". Обратный путь занял всего около получаса, на земле его ждала толпа в несколько десятков тысяч зрителей. Они встретили приземление корабля аплодисментами и радостными криками. Пилот корабля SpaceShipOne Майкл Мелвилл (его возраст 62 года) признался, что в ходе полета были трудности по управлению полетом (отказ системы ориентации), но перейдя на ручное управление пилот справился с управлением ракетопланом. Опыт пилота и удача способствовали успеху.

* Снимок носителя White Knight и корабля SpaceShipOne сделан непосредственно в момент старта П.Зайцевым, который любезно прислал его для нашего Бюллетеня.

Ракетоплан SpaceShipOne изготовила и запустила небольшая американская компания Scaled Composites (http://www.scaled.com/index.htm), которую возглавляет американский летчик Берт Рутан. Разработки компании Scaled Composites финансируются мульти-миллиардером Полом Алленом, одним из учредителей корпорации Microsoft. Предполагается, что в дальнейшем частные полеты будут принимать все более интенсивный характер и помогут развитию "космического туризма". В очередь на будущие космические рейсы компании Scaled Composites уже записались сто человек, каждый из которых внес аванс по 10 тысяч долларов. Ожидается, что стоимость одного "звездного билета" составит 102 тысячи долларов.

Запуск управляемого корабля проведен фирмой Scaled Composites в рамках конкурса, организованного фондом X-Prize, в котором участвуют еще 23 компании из нескольких стран. Для победы в конкурсе нужно отправить на высоту 100 км в суборбитальный полет трех человек, а через две недели повторить запуск, непременно используя тот же самый космический корабль. Такой корабль получит главный приз фонда - 10 миллионов долларов. Некоммерческий фонд X-Prize был создан именно для того, чтобы способствовать созданию относительно дешевого и эффективного корабля для космических туристов. В начале XX века первые полеты самолетов точно так же финансировались различными компаниями, что во многом способствовало развитию коммерческой авиации, ежегодный оборот которой сейчас составляет около 250 миллиардов долларов в год.

Для специалистов в области космических исследований полет SpaceShipOne не является чем-то совсем новым. В портфеле разработок больших космических фирм давно имеются проекты запусков с помощью пилотируемых кораблей, стартующих с обычных аэродромов с помощью самолетов-носителей. Фактически сейчас уже идет гонка между Европой и Америкой в этом направлении. Пентагон официально объявил о начале работ по новому многоразовому кораблю на замену Шаттлов. Этот новый корабль будет стартовать с аэродрома, а не со специального полигона. Только что, 8-13 июня в Москве прошла немецкая выставка " Новая дорога в космос", на которой были представлены разработки Европы в этом направлении. Цель немецкого проекта одна – полеты в космос должны начинаться с обычного аэродрома в Европе и там же завершаться. Уже проведены пуски уменьшенной модели корабля "Феникс", способной совершить суборбитальный полет. Главный выигрыш такого подхода – снижение стоимости доставки грузов в космос. Сегодня за один кг веса берут как минимум 10 тысяч долларов. Массовое (читай – частное) освоение космоса станет рентабельным при стоимости доставки на уровне менее тысячи долларов за кг. Примерно на такую цену выходит запуск SpaceShipOne.

Для ученых SpaceShipOne открывает совершенно новые возможности исследования той области, которая была доступна до того только метеоракетам. Можно надеяться, что через несколько лет аппараты типа SpaceShipOne будут использоваться не только для туризма, но и для науки. Первое предложение – совершить полет в области полярного сияния ! Кто первый? АЗ.

2. Успешный массовый запуск: спутник Деметр и попутчики. Как и планировалось 29 июня в 06:30 UT с Байконура стартовала ракета Днепр (SS-18), на которой выведен французский исследовательский спутник Деметр и целая группа из 7 микроспутников-попутчиков – SaudiSat-2, SaudiComsat-1, SaudiComsat-2 (Space Research Institute, Saudi Arabia); LatinSat-C, LatinSat-D, AMSAT-Echo (Space Quest, USA); UniSat-3 (La Sapienza University, Rome, Italy). Все работы по запуску выполнила российско-украинская компания КОСМОТРАС, см. сайт http://www.kosmotras.ru/, для которой это был 4-ый успешный пуск конверсионной ракеты.

Главной нагрузкой запуска является французский спутник Деметр, вся информация по которому на сайте http://www.cnes.fr/, фото с сайта. Спутник выведен на круговую полярную орбиту около 710 км. Основная задача спутника – наблюдение за вариациями ионосферы, которые можно принять за предвестники землетрясений. В научной программе по спутнику Деметр кроме французов принимают участие ученые из многих стран, в том числе из России.
Из попутчиков следует отметить спутник УНИСАТ-3, подготовленный Римским Университетом, а также новый радиолюбительский спутник ОСКАР-Е, который представляет собой самый совершенный спутник связи такого класса. Вес спутника всего 10 кг, но он несет большой комплекс приемников и передатчиков на нескольких УКВ диапазонах 28, 144, 435, 1200 и 2400 Мгц. Первый сеанс связи с ОСКАР-Е планируется при его пролетах над территорией США. В первую очередь будет испытан канал на передачу на частоте 435.150 Мгц в режиме ЧМ при скорости передачи 9,6 кб/сек. Подробности по работе спутника ОСКАР-Е на сайте http://www.amsat.org/. АЗ.

3. ICESTAR – дополнение В.Пилипенко. Как уже сообщалось, 22-23 апреля в Villefranche (рядом с Ниццей) прошел семинар рабочей группы по проекту ICESTAR, см.Бюллетень по СЗФ, № 10(39) от 31 мая 2004 г. Программа работы семинара включала большое число обзорных научных докладов по различным проблемам солнечно-земной физики в полярных широтах. Доклады, представленные на семинаре, можно найти на сайте http://maggy.engin.umich.edu/mist/icestar/icestar.html. Однако, основной задачей семинара была окончательная подготовка проекта ICESTAR, нацеленного на комплексное исследование региональной электродинамики в сопряженных полярных областях в Антарктике и Арктике. Этот проект должен быть представлен от международного космического сообщества на предстоящей 25-31 июля 28 сессии SCAR в Бремене (http://www.scar28.org). Это один из значительных проектов в области космической геофизики в рамках подготовки Международного Полярного Года 2007-2008, и надеемся, что он будет поддержан российской делегацией на SCAR. Участниками проекта (Великобритания, США, Япония, Австралия, Италия, Китай и др.) в ближайшие годы будет развернута беспрецедентно широкая сеть автономных магнитометров от Антарктического полуострова до Южного магнитного полюса. Вся ионосфера над Антарктидой будет в поле зрения нескольких SuperDARN радаров. По-видимому, к 2007 году Антарктида станет одним из наиболее оснащенным и интересным геофизическим полигоном в мире. К сожалению, российское участие в Антарктических исследованиях по солнечно-земной физике, если судить по прошедшему семинару, довольно скромное, за исключением лаборатории волновых геомагнитных полей из ИФЗ (зав.лаб.Пилипенко В.А. (pilipenk@augsburg.edu)), да и та работает, в основном, с западными данными. ВП.

4. Эхо событий : Коллоквиум КОСПАР "Радиационная опасность при полете на Марс". Второй международный семинар (коллоквиум КОСПАР) "Радиационная безопасность пилотируемой Марсианской экспедиции" прошел в Дубне 29 сентября – 01 октября 2003 года, подробности на сайте http://www.radbio.narod.ru:/indexrus.html. В семинаре приняли участие около 100 ведущих специалистов из Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Польши, России, США, Японии и других стран. Лидировали ученые из России, а всего участниками семинара было сделано более 80 докладов. Организаторами семинара выступили Институт Медико-Биологических Проблем РАН и Объединенный Институт Ядерных Исследований. Семинар получил поддержку также со стороны COSPAR, NASA, МГУ, РФФИ и других организаций.

Первая пилотируемая экспедиция к Марсу может состояться в период 2016-2018 гг., но уже сейчас, на стадии планирования, возникает ряд вопросов, связанных с сохранением здоровья и работоспособности космонавтов на межпланетных трассах, на поверхности Луны и Марса. Особую озабоченность вызывает динамика радиационных условий в космосе, так называемой "космической погоды". С точки зрения радиационной опасности, главным фактором космической погоды являются частицы высокой энергии - радиационные пояса Земли (РПЗ), галактические космические лучи (ГКЛ) и энергичные частицы от Солнца (солнечные космические лучи, СКЛ). Их относительный вклад в дозу зависит от многих обстоятельств - высоты орбиты (для околоземных трасс), длительности полета, частоты солнечных протонных событий, программы работ на борту корабля и за его пределами и т.п. При полете к Марсу наибольшую опасность представляют солнечные космические лучи, так как прогнозировать их появление в межпланетном пространстве крайне трудно.

Главные цели семинара в Дубне сводились к идентификации и анализу первостепенных задач, которые следует решать в ближайшее время. На первой проектной стадии (1999-2001 гг.) были сформулированы концепция и сценарий пилотируемой экспедиции на Марс, определены длительность полета (не более 2 лет), численность первого экипажа (6 космонавтов-специалистов в различных областях) и их оптимальный возраст (40-50 лет). Во время второй проектной стадии (2002-2005 гг.) должны быть согласованы основные технические параметры и документы, связанные с реализацией проекта. В 2005 г. планируется начать третью проектную стадию и одновременно начать первый этап реализации полета (тщательный отбор космонавтов).

Основные доклады, представленные на Семинаре-2003, будут опубликованы в COSPAR Colloquia Series в 2004 г. Более подробную информацию по проблеме радиационной безопасности в космосе можно найти на сайтах организаторов Семинара: http://www.imbp.ru; http://www.radbio.narod.ru; http://www.jinr.ru. ЛМ.

5. In memoriam: В.И.Мороз. 23 июня 2004 года ушел из жизни замечательный человек, выдающийся ученый, зав.отделом “Физики планет и малых тел Солнечной системы" ИКИ РАН профессор Василий Иванович Мороз (20.05.1931-23.06.2004).

Наука понесла невосполнимую утрату – более 40 лет назад Василий Иванович пришел в космическую физику, где одним из первых в мире освоил наблюдения в инфракрасной части спектра и получил выдающиеся научные результаты: обнаружил ледяной покров на поверхности спутников Юпитера, определил давление в атмосфере Марса, содержание СО в атмосфере Венеры и т.д. С 1967 года В.И.Мороз возглавил коллектив сотрудников, который с его участием ставил новые эксперименты на межпланетных станциях Марс, Венера, Вега, Фобос. По данным этих экспериментов впервые изучены свойства атмосферы и поверхности Марса, Венеры, кометы Галлея, спутника Фобос. В.И.Мороз был научным руководителем проекта Марс-96, в последние годы активно участвовал в работе над проектом Марс-Экспресс.

Василий Иванович много сил и времени отдавал работе с молодежью – в течение 25 лет он читал лекции на физфаке МГУ, он автор более 250 публикаций, монографий "Физика планеты Марс" и "Физика планет", соавтор учебника "Курс общей астрономии", который переведен на многие языки. Он создал свою научную школу планетологов и вырастил замечательный коллектив единомышленников, который занимает ведущее место во многих планетных миссиях, в том числе в программах по исследованию Марса и Венеры. За свои выдающиеся заслуги Василий Иванович удостоен престижных наград, в том числе Госпремии СССР, ордена Трудового Красного Знамени, главной премии КОСПАР за 2004 год.

Такие люди как Василий Иванович Мороз, талантливые, умные, честные, отдающие все силы науке, являются достоянием страны и их имена навсегда вписаны в историю космических исследований. С глубокой скорбью мы понимаем, что время не остановить и вот они уходят, и их уже никем не заменишь. Всем, кому посчастливилось близко общаться с Василием Ивановичем, навсегда сохранят в памяти его образ старшего товарища и друга, близкого коллегу у которого всегда хватало времени, сердца и души для каждого. Василий Иванович Мороз навсегда останется в наших сердцах. Сотрудники ИКИ РАН.

6. Всем читателям Бюллетеня. Благодарим всех наших читателей за проявляемый интерес к нашему изданию. Особенно приятно поблагодарить всех тех, кто присылает свои сообщения, и все тех, кто вступает с нами в переписку. В очередной раз напоминаем, что Ваши письма – основа и стимул нашей работы. Адрес для переписки, как и прежде: stp@izmiran.ru. Следующий Бюллетень новостей по СЗФ № 13(42) мы планируем разослать 15 июля 2004 года.