Владислав Крапивин. Фрегат ''Звенящий''
Книги в файлах
Владислав КРАПИВИН

Фрегат "Звенящий"

 
Роман-справочник

 

Часть третья. ПЛАВАНИЕ

 
Корабельный колокол с надписью "Звенящий" ударил в полдень, и плавание началось.
Впереди расстилался пустынный безбрежный океан. Фрегат мчался под всеми парусами. Ветер был попутный, корабль догонял невысокие зеленоватые волны с шипучими гребешками.
Так сказал Яков Платонович. И ребята все это увидели очень ясно: и море, и круглые белые облака, и похожие на эти облака паруса, и тени чаек, проносящиеся по желтой чистой палубе. И самих крикливых чаек...
Все ощущали на плечах и затылках горячее южное солнце. И запах соленой воды и смоленых канатов.
Конечно, в этом было волшебство. Вася даже подумал: уж не Мотя ли старается, чтобы все чувствовалось и виделось так по-настоящему. Может он пробрался в "боцманскую каюту" со своего старого корабля в волшебном городе и колдует потихоньку? Иногда казалось даже, что кто-то шебуршит за шкафом и торчит оттуда растрепанная гномья (или "гномовская"?) борода...
Договорились, что капитанами будут все по очереди. А Яков Платонович заявил, что берет на себя роль капитана-наставника.
— Есть такая должность на флоте. В жизни-то мне командовать на капитанском мостике не приходилось, так хоть нынче побуду главным начальником. Конечно, высшего морского училища я не кончал, но среди собравшихся здесь понимаю в корабельных делах больше всех.
Никто, разумеется, не спорил.
Решили, что в первый день плавания капитаном будет Ксеня — девочек следует пропускать вперед.
Слава сказал, что будет вести судовой журнал. Антон объявил себя впередсмотрящим и залез на марсовую площадку (на подоконник). Вася встал к штурвалу. Это было приделанное к стулу колесо от детского велосипеда с примотанными проволокой самодельными рукоятками.
Ксеня — в морской фуражке деда — взошла на полуют (на диван). Посмотрела в бинокль сквозь окно. И... растерянно оглянyлась:
— А что теперь делать? Плывем и плывем ... Что командовать -то?
Яков Платонович прищурился, глянул вверх (видимо, на паруса) и зычно прогудел:
— Ветер совсем зашел к корме!.. Эй, на руле! Два румба влево! Приводись, пусть будет бакштаг левого галса, чтобы работали все паруса! А на траверзе Волчьего мыса увалишься опять до фордевинда, чтобы на компасе был зюйд-тень-вест!
Рулевому полагается говорить "есть", повторять команду и выполнять ее. Но рулевой Вася Лис оглянулся и растерянно сказал:
— Чего?
— Та-ак... — грустно протянул капитан-наставник. — Значит, "чего"?.. Помню случай из своего давнего-давнего детства. У нас во дворе был предводитель, Вовка Кучин. По прозвищу, конечно же, Куча. Этакая самоуверенная личность двенадцати лет...
Однажды во двор на своем старом грузовичке-полуторке приехал сосед дядя Вася, шофер. Заскочил домой пообедать. Куча и говорит:
"Хотите, пока Василий ест свои щи из кислой капусты, я вас покатаю? Айда в кузов!" — А сам залез в кабину. Включил зажигание, скорость...
Как включать, Куча знал, а вертеть баранку и тормозить опыта не имел. Хорошо, что полуторка через несколько метров ткнулась в забор и заглохла...
До сих пор помню, какую великолепную шишку набил я на лбу, когда сиганул вместе с другими "пассажирами" через борт кузова. И какие слова кричал дядя Вася, приплясывая на крыльце и размахивая своим солдатским ремнем...
Нынешняя ситуация на нашем фрегате кажется мне чем-то похожей...
— Только давайте без ремня, — строго предупредила капитан Ксеня Перышкина. — Ты, Платоныч, лучше объясни по порядку.
— "Объясни"... Хорошо, что ветер ровный и попутный, впереди — ни земли, ни встречных судов, ни рифов и мелей. Можно пока плыть без опаски. А когда придется делать поворот, менять курс, расходиться с другими кораблями или идти в лавировку, что вы будете делать?
— Куда идти? — опасливо спросил с подоконника "впередсмотрящий" Антон.
— Не "куда", а "как"... Вы торопились: давайте скорее в плавание! И оказались как Вовка Куча в кабине грузовика...
— Дед, ты не ворчи, а лучше скорее объясни, как правильно управлять фрегатом, — потребовала Ксеня.
— "Скорее объясни"! Это дело не простое. Ты, пока на велосипеде научилась ездить, сколько синяков заработала! А тут — целый корабль.
— Но ведь он воображаемый, — виновато напомнил Слава. — И мы можем представить, что впереди не будет никаких опасностей, пока вы нас не научите всему, что надо.
— Ну, вот это уже другой разговор, — ворчливо согласился старый боцман Перышкин. — А то надо же, сунулись в открытое море, не умея сделать простого поворота... Ладно. Плывем пока ровно и благополучно. К рулю поставим опытного матроса из нашего воображаемого экипажа, а сами сядем на баке. В кружок...
Сели на деревянные половицы (Яков Платонович не терпел всяких ковров и половиков).
— Хорошо, — сказал Слава. — Фрегат покачивается, палуба теплая от солнца, ветерок приятный... Василиса дремлет на крышке люка, а Синтаксис подпрыгивает, стараясь поймать проносящихся над палубой летучих рыб... — На самом деле это были ожившие на апрельском солнышке мухи.
— Да, прекрасная погода, — согласился капитан-наставник. — Но прошу не разнеживаться и не дремать. Речь пойдет о важных вещах. Вы же сами видите: вам необходимы кое-какие знания из обширной   н а у к и   о   к о р а б л е в о ж д е н и и.
Слушайте...
В науку о кораблевождении входят: н а в и г а ц и я,   л о ц и я,   м о р е х о д н а я   а с т р о н о м и я,   т е о р и я   м а н е в р и р о в а н и я и многое другое.
Все это изучают по нескольку лет в морских училищах и институтах. Такое учение у вас впереди, если всерьез решите стать моряками.
А пока — самые простые сведения, которые должен знать любой человек, имеющий отношение к морю и кораблям.
Прежде всего
 

Навигация

 
Это слово латинское...
— Как латинские паруса, — ввернул замечание Антон.
— Да... Означает оно "искусство управления судами".
Чтобы хоть немного овладеть этим искусством, надо знать кое-что о нашей планете Земля, надо уметь определять на море направления и расстояния...
— Земля — шар, — опять подал голос первоклассник Штукин. — Нам про это еще в детском саду говорили.
— Вообще-то она не совсем шарообразной формы, но в   н а в и г а ц и и принято рассматривать Землю именно как гладкий ровный шар. Такой гладкой кажется наша планета, когда мы плывем по спокойному морю.
Возникает впечатление, что в этом спокойном море нас опоясывает по окружности громадная линия — граница воды и неба. Это   г о р и з о н т. Причем, горизонт   в и д и м ы й. Он очень важен для штурмана, который делает в море всякие наблюдения и расчеты, чтобы определить, где находится судно.
Бывает, однако, что этот горизонт неразличим за островами, за высокими берегами, а то и за гребнями штормовых океанских волн. Тогда используют специальный мореходный инструмент —   и с к у с с т в е н н ы   й г о р и з о н т с гладкой отражающей поверхностью...
Но вернемся к земному шару. Взгляните на глобус. Он весь в нарисованной сетке — в продольных и поперечных линиях. Самая широкая из поперечных линий, "пояс Земли" —   э к в а т о р. Его длина около сорока тысяч километров.
В тех точках, где глобус проткнут осью — два полюса...
— Северный и Южный!— опять подскочил Антон.— Это нам тоже рассказывали.
— Правильно. Северный обычно изображают вверху, а Южный внизу...
Конечно, на самом деле ни точки полюсов, ни линия экватора на земном шаре не нарисованы, но их можно определить с помощью вычислений.
Севернее и южнее экватора тоже проведены кольцевые линии. Они идут   п а р а л л е л ь н о экватору, поэтому называются   п а р а л л е л и.
Полюса и экватор
 
— Мы это проходили по географии, — заметил Слава, и на всякий случай сказал: — Ой, извините...
— Вы проходили, а третьеклассники еще нет... Параллели — неодинаковые. Чем ближе к полюсам, тем они меньше.
— А у самого полюса параллель совсем крошечная, как обручальное колечко, — вставила Ксеня. Яков Платонович засмеялся:
— Получается, что так. Ведь полюс — это точка, а параллелей вокруг него при желании можно провести сколько угодно. Значит, и совсем рядышком с ним...
А другие линии — те, что идут поперек параллелей от полюса к полюсу — все одинаковые. Называется каждая такая линия   м е р и д и а н ...
— Как твоя баркентина! — обрадовалась Ксеня. И все посмотрели на модель. Яков Платонович вздохнул, вспомнив плавания:
— Да... Меридианов можно провести на земном шаре тоже сколько угодно. Мысленно, конечно. Однако, есть один самый главный меридиан. Ученые договорились, что он проходит через обсерваторию в Гринвиче (в том районе Лондона, где стоит клипер "Катти Сарк"). Этот меридиан так и называют —   Г р и н в и ч с к и й. Или —   н у л е в о й. Потому что он отмечается цифрой "ноль".
А строго против него, с другой стороны земного шара, проходит от полюса к полюсу другой меридиан. С числом 180. Точнее, 180 градусов.
— Почему? — удивилась Ксеня. Разве меридианов всего сто восемьдесят? Ты же сам говорил, что их можно провести сколько угодно, видимо-невидимо!
— Можно. Однако при этом у каждого меридиана (кстати, и у параллели тоже) будет свой номер. Свое цифровое имя, если хотите. Оно выражается в градусах, минутах и секундах.
Может быть, вы уже слышали в школе, что линия любого круга — какой бы она ни была: и крошечной, и громадной (например, горизонт), — всегда делится на триста шестьдесят градусов. Градусы обозначаются кружочком, стоящим у числа. Вот так:
360о
— Мы проходили, — сказал Слава.
— Я тоже про это слышал, — вспомнил Вася. — Градусы круга делятся на минуты. В каждом градусе их шестьдесят, как в часе!
— А каждая минута градуса делится на шестьдесят секунд. Тоже как на часах, — добавил Слава.
— Видите, вы уже кое-что знаете по навигации! Теперь смотрите. Экватор — это, конечно, очень большая окружность, но градусов-то в нем все равно триста шестьдесят, ни на один больше.
Все меридианы проходят через экватор. Значит, так или иначе они попадают на тот или иной градус. Или на градус с минутами. Или на градус с минутами, секундами и их частичками.
Если разделить окружность пополам (360:2), будет 180.
Поэтому такое обозначение и носит меридиан, который стоит точно против нулевого.
Когда нулевой и сто восьмидесятый меридианы соединяются, они образуют окружность. Окружность эта делит земной шар на два полушария: западное и восточное. В восточном, как известно, расположены части света: Европа, Азия, Африка, Австралия. А в западном — Северная и Южная Америки. Антарктида, которая раскинула свои льды вокруг Южного полюса, оказалась сразу в двух полушариях.
Те меридианы, которые идут в западном полушарии, показывают   з а п а д н у ю   д о л г о т у места (они ведь   п р о д о л ь н ы е линии). В восточном полушарии —   в о с т о ч н у ю   д о л г о т у. Какое число у меридиана, такая и долгота.
Например, наш город стоит в восточном полушарии на меридиане, проходящем через шестидесятый градус. Значит, он на линии 60 восточной долготы (сокращенно "в.д."). Впрочем, это приблизительно. На разные части города попадут меридианы с минутами и секундами. Кстати, минуты обозначаются одной черточкой (например, 15` минут), а секунды — двумя (32``). В целом обозначение какого-нибудь близкого к нам меридиана может выглядеть так: 60о 15` 32`` в.д.
Но секунды указываются лишь тогда, когда нужна очень большая точность...
Параллели и меридианы
 
Итак, меридианы делят на градусы экватор и параллели. А параллели, в свою очередь, так же поступают с меридианами. И с них как бы снимают для себя числа-имена.
Экватор — самая большая параллель. У него поэтому число 0о . От экватора параллели как бы карабкаются вверх и вниз по половинкам меридианов (а в каждой такой половинке — девяносто градусов). Поэтому самая северная и самая южная параллели имеют число 90о. Но это уже и не кольца, а просто точки — ведь они оказались прямехонько на полюсе!
Экватор делит Землю на северное и южное полушария.
Параллели указывают в каждом полушарии  ш и р о т у:  в северном —   с е в е р н у ю , в южном —   ю ж н у ю. ("с.ш." и "ю.ш.").
Чем ближе к полюсу, тем широта считается  в ы ш е  (если даже речь идет о южном полушарии, которое со своим полюсом на глобусе внизу). Значит, самая низкая широта — на экваторе, 0о. Самая высокая — на полюсах, 90о.
Теперь пример.
Наш дом стоит на меридиане 60о 15` восточной долготы (так мы условились). Кроме того, через город проходит парлаллель 56о с минутами. Скажем, наш дом оказался на параллели 56о 12`. Мы, конечно, в северном полушарии. Значит получилось 56о 12` северной широты.
Наши меридиан и параллель здесь пересекаются. Место их пересечения называется г е о г р а ф и ч е с к и е   к о о р д и н а т ы.
Координаты — это очень точное место. Ведь на пересечении двух линий может находиться только одна точка.
Географические координаты
 
Получилось, что географические координаты нашего дома: 60о 15` в.д. и 56о 12` с.ш. И никуда с них не денешься.
С помощью географических координат можно указать место любого предмета на земном шаре. И отметить его на карте. Но это, если широта и долгота вам известны, а если нет?
Тогда их надо найти.
Вот эти-то поиски координат судна в море — одна из важных задач, которую решает в плавании капитан и его помощники —   ш т у р м а н ы...
— "Штуур" — руль, "ман"— человек, — заметил Слава. — Получается "человек у руля", да?
— Да, но в более широком смысле: человек, управляющий судном. Он прокладывает курс и отдает рулевому матросу команды...
Для определения координат в море есть много способов, но об этом позже. А пока вернемся к меридиану. Он нам необходим для разговора о   м о р с к о й   м и л е.
 

Как измеряют расстояния на море

 
— На корабле вы не услышите: "Судно прошло столько-то километров". Говорят: "Судно прошло столько-то миль". Как по-вашему, какой длины МОРСКАЯ МИЛЯ?
Слава поднял руку.
— Я читал, что это 1852 метра. Но не могу понять: почему такое неровное число? Ни два, ни полтора...
— Это лишь на первый взгляд неровное... Возьмем снова меридиан. Его длина от полюса до полюса 20 000 километров (кропотливые ученые считают чуть точнее, но для нас это не столь важно). Градусов в меридиане — сто восемьдесят (половина круга). Сколько же километров в одном градусе?
Все (кроме котов) старательно зашевелили губами.
— Не старайтесь, это давно подсчитано. Чуть больше ста одиннадцати километров. Теперь поделим градус на шестьдесят минут. Здесь-то и получается: одна минута географического меридиана равна 1852 метрам!
— А одна секунда примерно тридцати одному метру! — воскликнул Слава. — Всего-то!
— Да... Когда, скажем, наш Синька с севера на юг через двор удирает от соседского пуделя Фантомаса, он за весьма короткое время пересекает несколько секунд меридиана...
Синтаксис оскорбленно фыркнул: не было такого! Наоборот, это они с Василисой устроили нахальному Фантомасу взбучку, и тот с визгом пересекал географические секунды одну за другой!
Впрочем, для навигации это не играло роли, и Яков Платонович продолжал:
— Но больше про секунды мы говорить не будем, они для навигационных расчетов мелковаты. А вот минута — в самый раз. Она очень удобна для штурманских вычислений на карте. Поэтому ее и сделали   м о р с к о й   м и л е й.
А если при измерении расстояний нужна более высокая точность, используют   к а б е л ь т о в . Это одна десятая часть мили: 185 метров и 20 сантиметров. Для тех, кто изучал десятичные дроби — 185,2 м.
А скорость измеряют так: смотрят, сколько миль судно прошло за один час.
— А я читал, что скорость корабля измеряют в узлах, — опять не выдержал Слава. — Простите...
— Нечего извиняться, ты правильно говоришь. У з е л — это и есть одна морская миля в час.
 

Откуда взялся узел

 
— Узел, как единица скорости, имеет самое прямое отношение к обыкновенным узлам, — сказал Яков Платонович. — Точнее, к узлам, завязанным на   л а г л и н е.
"Линь" — это тонкий шнур.
А   л а г — инструмент для измерения скорости судна. Сейчас лаги бывают самых разных сложных устройств: механические, электро-механические, электронные... Механические, например, работают от брошенной с кормы вертушки. Вертушка крутится в воде по время движения и через жесткий лаглинь передает свои обороты на счетчик, который и указывает скорость.
А в эпоху парусного флота применялся ручной лаг. Иначе он называется "голландский". Видимо, изобрели его в Голланндии.
Прибор этот несложный. Главная его часть — деревянная треугольная дощечка, нижний край у которой полукруглый. Называется она "сектор". В полукруглой части сектора — грузик. К углам привязываются три шнурка, которые соединяются и образуют уздечку. Похоже на уздечку воздушного змея. Дальше — как нить от змея — тянется тонкий лаглинь. Он наматывается на катушку с ручкой. Точнее, на  в ь ю ш к у.
Ручной лаг
 
Длина у лаглиня большая. Он разделен узелками на равные куски около пянадцати с половиной метров.
Кто хочет узнать точнее — разделите 1852 метра, то есть милю, на 120...
— А почему на 120? — не удержался Слава.
— Потому что на это же число делят час — получается полминуты. Именно в течение такого времени работает лаг.
Матрос с кормы бросает сектор лага в воду. Сектор не тонет, но благодаря грузику встает в воде торчком. И останавливается — сопротивление воды не дает ему плыть за судном. А судно-то уходит! И вьюшка в руке матроса вертится, потому что разматывается привязанный к сектору лаглинь.
Матрос держит рукоять вьюшки в одной руке, а лаглинь пропускает через пальцы другой. И узелки лаглиня проскакивают через них один за другим. Потом полминуты кончаются. И сколько узелков за это время проскочило, столько миль, значит, проходит судно за час.
Если матрос отсчитал за полминуты пятнадцать узелков, он так и докладывает: "Скорость пятнадцать узлов"! И всем ясно,  ч т о  это значит...
Но имейте ввиду: говорить "столько-то узлов в час" — неправильно. Говорят просто: "столько-то узлов". В понятие "узел" включены уже слова "миля" и "час".
Когда занятия кончились, Ксеня, Вася и Антон сделали лаг из фанерки, длинного шпагата и бабушкиной скалки с вращающимися ручками. И таскали его по лужам. Фанерка в лужах задерживаться не хотела — не хватало глубины. Но на помощь пришли Василиса и Синтаксис. Коты вцепились в сектор самодельного лага мертвой хваткой — решили, что с ними играют.
Слава в этой забаве не участвовал, он пошел домой рисовать новую картину из морской жизни.
Яков Платонович вышел на двор, когда через лужи мчалась с "вьюшкой" в руке Ксеня.
— Ого! Ты летишь со скоростью клипера! — воскликнул дед.
— А какая у клиперов была скорость? — спросил Вася.
— Всегда считалось, что рекорд был у "Джеймса Бейнса" — двадцать один узел. Но недавно я прочитал в "Морском энциклопедическом справочнике", что клипер "Соверин оф зэ Сиз" (не путайте его с одноименным старинным кораблем) при переходе из Нью-Йорка в Ливерпуль показал двадцать два узла. Но это все не обычная скорость, а наивысшие достижения. "Катти Сарк" иногда давала восемнадцать узлов, многие бегали — шестнадцать-семнадцать.... И нынешние парусные суда при хорошем ветре могут так же.
— У-у! Это не так уж много ... — Вася позагибал пальцы. — Это... километров тридцать в час.
— Но ведь и грузовые теплоходы, всякие там ролкеры и танкеры редко ходят быстрее. А сколько они съедают горючего!.. Парусник же летит с ветром — бесшумный, легкий, без всяких выхлопов газа, которые губят атмосферу. Он сам — как частичка моря, облаков и ветра... — Яков Платонович покашлял и отвернулся. Видимо, опять вспомнил свой "Меридиан".
 

Как устроен морской компас

 
На следующий день фрегат "Звенящий" снова беспечно бежал под парусами в открытом океане, а на его палубе продолжались занятия.
— Прежде всего хочу вам сказать, что моряки говорят не "компас", а "компас", — сообщил Яков Платонович, потому что пришла очередь познакомиться с этим мореходным инструментом. —
Доказательство тому еще одна морская песня писателя Александра Грина, она мне очень нравится.
 
Южный Крест там сияет вдали,
С первым ветром проснется компас.
Бог, храня корабли,
Да помилует нас...
 
Чтобы Бог действительно хранил корабль в дальнем плавании, моряки сами должны умело управлять своим судном. И компас в этом деле — их главный и надежный помощник.
Конечно, морской компас отличается от сухопутного компаса не только ударением в названии...
— Еще и величиной, да? — спросил Вася.
— Величина — это само собой. — Но есть и принципиальная разница в конструкции.
В обычном туристическом или школьном компасе на игле ходит магнитная стрелка. Ходит своим концом над круглой шкалой с делениями и буквами.
А в морском компасе на игле устроилась сама шкала.
Называется она КАРТУШКА. Похоже на слово "карточка". Такая круглая карточка с делениями градусов, из непромокаемого картона или пластмассы.
— Разве компас заливает волнами? — удивился Антон.
— Нет, конечно. Он закрыт сверху водонепроницаемым стеклом с резиновой прокладкой. Непромокаемость картушке нужна для другого... Давайте разберем устройство морского компаса подробнее, тогда вы все поймете.
Яков Платонович открыл шкаф и достал небольшую черную посудину. Вместо ручек у посудины вокруг верхней части располагалось кольцо.
— Котелок! — удивился Антон. — На костре закоптился...
— Ты прав. Этот корпус корабельного магнитного компаса так и называется — котелок. Дно у него тяжелое. Поэтому, когда котелок подвешивают в этом кольце (оно называется   к а р д а н о в о е   к о л ь ц о), компас сохраняет ровное горизонтальное положение при любой качке.
Но, конечно, котелок не закопченый, а покрашен в черный цвет. Вообще-то он латунный. Железным его делать нельзя, магнитные стрелки сразу сбились бы с толку.
На дне котелка устанавливаетя   ш п и л ь к а с острием из очень прочного металла. На шпильке и сидит картушка.
Картушка компаса устроена так. В центре ее укреплен пустотелый, из тонкой латуни, поплавок. Он похож на приплюснутый шарик. В нижней части его — маленькая перевернутая чашечка из твердого камня (обычно из агата). Называется она   т о п к а (похоже на слово "топ", не правда ли?). Топкой поплавок и надевается на острие шпильки. Сидит на шпильке он очень легко. В котелок налита специальная жидкость, а в жидкости поплавок делает картушку почти невесомой...
— Так вот зачем картушка непромокаемая! Потому что в жидкости! -догадался Антон.
— Невесомая картушка, конечно, легче вертится на игле, — заметил Слава.
— И кроме того, — сказал Яков Платонович, — жидкость служит для картушки тормозом: не дает ей крутиться без цели и слишком сильно болтаться...
Но, если говорить точно, картушка внутри компаса и не вертится. Почти. По крайней мере, она всегда старается остаться неподвижной. А вертится вокруг нее компасный котелок. Вместе с кораблем. Да-да!.. Дело в том, что внизу к поплавку прикреплены стрелки — намагниченные стальные полоски в свинцовых пенальчиках. Их несколько. В некоторых компасах бывает две, а вот в этом, российского образца, целых шесть...
— Для равновесия? — спросил Слава.
— Не только. Несколько стрелок точнее, чем одна, выдерживают направление "север — юг".
Сохраняя такое положение, стрелки удерживают и поплавок с картушкой. Поэтому картушка своей северной отметкой (там цифра 0 и буква N) всегда смотрит на север, в какую бы сторону ни шло судно.
Видите, что получается? Корабль меняет курс, корпус его поворачиваетя, с ним поворачивается и котелок компаса с натянутой в нем черной проволочкой — курсовой нитью. А картушка-то благодаря стрелкам всегда в одном положении. Курсовая нить ходит перед ее краем и показывает курс. Потому что на картушке нанесены обозначения стран света и все 360 градусов. Ноль градусов точно совпадает с севером.
Устройство компаса
Устройство компаса
 
Когда надо определить, куда идет судно, смотрят на компас и докладывают, что показывает курсовая нить. Например: "Курс сорок пять градусов" или "курс норд-ост"...
— А что такое "норд-ост"? — спросила Ксеня.
— Северо-восток. Но об этом чуть позже. Закончим вопрос об устройстве компаса.
Смотрите, в жидкости под стеклом плавает пузырек. Дело в том, что этот компас старый, мне подарили его, когда он уже отслужил свой срок. А вообще-то в жидкости пузырьков быть не должно. Для этого на дне компаса есть специальная упругая пластина —   м е м б р а н а, а под ней маленькая   к а м е р а с воздухом. Мембрана за счет упругости воздуха подпирает жидкость и выдавливает пузырьки.
Компасы бывают разных размеров. Они различаются по диаметру (то есть поперечной ширине) картушки. Этот вот — большой, 127-миллиметровый. Он ставится на крупных судах. Бывают поменьше — 100-миллиметровые. А есть шлюпочные компасы, у них картушка 75-миллиметровая.
— Прямо как калибр у снарядов, — заметил Вася.
— Да. Но компас — вещь мирная, служит для безопасности плавания. Без него в открытое море не пойдет ни один капитан.
— А что за жидкость в котелке? — спросил любознательный Слава. — Она не замерзнет, если корабль поплывет среди льдов, у полюса?
— Она не замерзает даже в крепкий мороз. Иногда это смесь глицерина и спирта. А в компасах вот этой системы — просто раствор этилового спирта, иначе говоря, винного...
Вася хихикнул. Яков Платонович тоже усмехнулся:
— Да, существует на этот счет немало анекдотов: о штурманах, которые вылили в себя содержимое котелка и перепутали север с югом... Помните, я рассказывал о празднике Нептуна, который устроили на баркентине практиканты? Был в их спектакле и такой эпизод: во время экзамена Нептун задает вопрос:
 
Ну а кто теперь мне скажет,
что такое   л и с е л ь - с п и р т?
 
Вы-то, конечно, помните, что это деталь рангоута для дополнительного паруса   л и с е л я. Но в спектакле "бестолковым" курсантам это неизвестно. И один храбро отвечает:
 
Что за глупые вопросы
Нам сегодня задают!
Это знают все матросы:
Лисель-спирт из бочки пьют!
В бочке кончились запасы?
Наливаем из компаса!
Как быть дальше — все равно!
Буль-буль-буль, плывем на дно...
 
Но это, разумеется, ради смеха. Я встречал в жизни всяких моряков, в том числе и тех, кто любил хлебнуть лишка. Но таких дурней, которые пытались бы для этого использовать содержимое компасного котелка, не видел ни разу... Ну, посмеялись и поехали дальше.
На большом судне обычно несколько компасов. Главный из них так и называется —   г л а в н ы й. Он устанавливается на верхнем мостике, по нему назначается курс судна и проверяются показания других компасов. П у т е в о й компас стоит перед штурвалом — по нему рулевой ведет судно. В разных местах корабля могут стоять еще несколько компасов — запасные и для дополнительного контроля.
В одном морском музее я видел старинный компас специально для капитана. Он — перевернутый. Вместо дна в котелке стекло, и через него видно картушку. Такой компас привинчивался к потолку каюты. Капитан мог следить за курсом, не вставая с койки. Поспал, приоткрыл глаза, убедился, что все в порядке и — можно смотреть сны дальше, пока опытные помощники на вахте...
Но обычно компасы крепят не на потолке, а на специальных тумбочках — деревянных или из немагнитного сплава.
Такая тумбочка называется НАКТОУЗ. В переводе с голландского — "ночной домик". Потому что на такой тумбочке компас всегда под специальным чехлом или колпаком — как в домике под крышей. И по ночам там горит лампочка. В тихую погоду это выглядит уютно — словно огонек в лесной избушке. Помню, в одной книжке я прочитал такие стихи:
 
Мы без огней плывем во тьме,
Уйдя от всех погонь.
И лишь украдкой на корме
Горит, как свечка на окне,
Нактоузный огонь...
 
Нактоузы бывают разных форм. У нас на "Меридиане" у штурвала стоял деревянный, а колпак над компасом походил на медный шлем водолаза с цилиндрическими приставками по бокам. Это были запасные масляные лампы для подсветки картушки — на тот случай, если испортится двигатель, не станет электричества и погаснет лампочка в донышке компасного котелка...
А внутри любого нактоуза есть специальное устройство с магнитами, чтобы устранять ошибки компаса.
— Разве в компасе бывают ошибки? — удивился Вася.
— Конечно. На каждом судне, даже на деревянном, немало всякого железа. Оно очень влияет на магнитные стрелки под картушкой... Те, кто читал книгу "Пятнадцатилетний капитан", помнят, как злодей Негоро сунул под компас железный брус. Картушка сбилась, и бригантина "Пилигрим" проплыла мимо Америки... Ну, сейчас таких громадных ошибок быть не может, но мелких досадных погрешностей — сколько угодно.
Кстати, отклонение компасной картушки под влиянием корабельного железа называется   д е в и а ц и я. Чтобы уменьшить ее, и стоят в нактоузе магниты-регуляторы.
Но совсем убрать девиацию удается редко. Поэтому штурман всегда должен учитывать ее при прокладке курса — прибавлять или вычитать градусы поправки.
А еще необходимо учитывать   м а г н и т н о е   с к л о н е н и е.
Дело в том, что географические полюса Земли — Северный и Южный — не совпадают с магнитными полюсами, которые управляют компасными стрелками. Например, Северный магнитный полюс находится в Гренландии. Магнитные полюса отклоняют стрелки от настоящего севера и юга. Вдали от полюсов это не очень заметно, а в полярных водах разница велика. Вот эта разница между направлениями на магнитный и географический полюс называется   м а г н и т н ы м   с к л о н е н и е м. Оно измеряется в градусах и бывает восточным или западным — в зависимости от того, куда магнитная сила тянет картушку от географического полюса. Вернее, от меридиана, который через этот полюс проходит.
Надо сказать, что через магнитные полюса тоже можно провести меридианы. Они так и называются —   м а г н и т н ы е. А меридианы, идущие через географические полюса, носят название —   и с т и н н ы е.
Магнитное склонение — это угол между истинным и магнитным меридианом.
Магнитное склонение
 
Чтобы облегчить работу штурманов, на морских картах печатают компасные картушки и на них указывают — какое склонение в этом районе моря.
Со склонением и девиацией всегда много возни, и чтобы избежать ее, инженеры придумали компасы без магнитных стрелок, — сообщил Яков Платонович.
— Как же эти компасы работают? — изумился Слава.
— Сейчас объясню... Ксеня, я вчера чинил твой велосипед и снял переднее колесо. Пожалуйста, принеси его из прихожей.
Конечно, Вася опередил Ксеню и принес колесо сам.
— Слава, держи его за ось, с двух сторон, — велел Яков Платонович. — А остальные постарайтесь раскрутить... Осторожнее... Осторожнее, но посильнее... Вот так. А теперь, Слава, попробуй быстро повернуть ось, изменить наклон колеса...
Слава попробовал. Не получилось! Стремительно шуршащее в воздухе колесо не слушалось мальчишки! Оно со своей осью желало остаться в прежнем положении.
— Вот видите! — обрадованно сказал Яков Платонович. — Это называется   э ф ф е к т   г и р о с к о п а.
Г и р о с к о п — это быстро вращающийся диск или волчок. Он всегда стараетя сохранить положение своей оси в пространстве.
— Как детская юла! — воскликнул Антон. — Она ведь тоже не падает, когда крутится!
— Правильно! Юла — тоже гироскоп... Теперь представьте, что один конец оси направлен на север, а другой, таким образом, смотрит на юг. Раскручиваем диск... Ось — вместо стрелки. И не надо никакого намагничивания.
— Как просто! — воскликнула Ксеня.
— Нет, друзья. Это я стараюсь объяснить попроще. На самом деле ось не будет долго смотреть на полюса: ведь Земля-то меняет положение в пространстве — в отличие от гироскопа. Поэтому компас, который называется   г и р о с к о п и ч е с к и м, — очень сложное устройство. В нем целая система волчков-гироскопов, они спрятаны внутри пустотелого шара —   г и р о с ф е р ы. Гиросфера обладает удивительным свойством. Когда с помощью электричества в ней запускаются гироскопы, она под их действием, а также под действием вращения Земли   с а м а встает в нужную позицию — северной отметкой своего кольца точно на Северный географический полюс.
Правда, делает это гиросфера не сразу, постепенно. И торопить ее не следует. Поэтому гирокомпас перед плаванием включают заранее.
— Вот бы посмотреть, — сказал Слава, который, наконец, опустил колесо (устали руки).
— К сожалению, у меня гирокомпаса нет. Это очень дорогая штука и, к тому же, громоздкая. Размером с бочонок... Гирокомпас устанавливается в глубине корпуса судна, чтобы поменьше было всяких механических влияний.
— И туда, в глубину, штурман каждый раз лазит, чтобы проверить курс? — огорчился Слава.
— Вовсе нет! От этого компаса, который называется  м а т к а,  тянутся электрокабели к специальным приборам —   р е п и т е р а м, в переводе на русский язык "репитер" значит "повторяющий".
Репитеры похожи на магнитные компасы. Только их картушками управляют не магнитные стрелки, а электросигналы, идущие от гирокомпаса. И на всех репитерах — одинаковые показания.
Удобство в том, что репитеров может быть сколько угодно и можно расставить их по всему судну.
— Но, значит, есть и какое-то неудобство? — догадливо спросил Слава.
— К сожалению, есть. Гирокомпас — прибор капризный... У нас на баркентине был штурман, который любил рассказывать одну историю-анекдот, с этаким одесским юмором.
"Плывут по Черному морю два теплохода. Один вахтенный кричит с борта другому:
— Эй, братья-морячки, куда путь держите?!
— Это что же, вы сами не видите, да? Ясно же, что на Одессу-маму!
— Нет, вы послухайте, шо этот человек мне говорит! Это мы идем на Одессу, а вы аккуратным образом наоборот!
— Шо вы мне рассказываете, молодой человек! Де у нас Одесса? На севере! А де у нас солнышко? Обратно на юге, потому что сейчас аккуратненько полдень. Оно нам светит в корму. Значит, мы и движемся на север!
— Та шо же вы хотите сказать? Шо солнце у каждый полдень обязательно бывает на юге?
— Ха! Такой простой астрономии не знаете? Як же вы тогда свое корыто, извините, по морю водите?
— Да у нас же гирокомпас!
— И у нас! Он-то и кажет курс на север!
— Так и у нас на север!.. Хлопцы, кличьте капитана на мостик, с географией полная мамалыга!.."
Оказалось, что на одном судне гиросфера в матке взяла да по собственному капризу и развернулась на сто восемьдесят градусов. То есть задом наперед. Иногда они могут выкидывать подобные фокусы. Поэтому нужен глаз да глаз...
Когда кончили смеяться, Яков Платонович продолжал:
— Ну, а кроме того, гирокомпас зависит от электропитания. А если вдруг авария с машиной и электричества нет? Однажды с нами произошла такая история у Азорских островов — вырубился двигатель. Ну ладно, идем под парусами. А куда идти, если гирокомпас выключен? Вот тут-то и выручил нас магнитный компас. Старый, заслуженный, но надежный — он не выключается никогда.
На самых современных судах магнитные компаса стоят обязательно. Мало ли что бывает в море. Судно не должно терять способность к плаванию, если исчезла энергия. Особенно парусник. Поэтому на судне всегда должны быть инструменты, не зависящие от электричества.
— Закон патефона, — сказала Ксеня.
— Что за закон? — удивился Вася.
— Это дедушка его придумал. Когда мы встречали Новый год, вдруг погас свет, авария в трансформаторной будке. Во всем доме крики и жалобы: люстры не горят, гирлянды на елках погасли, телевизоры не работают. А дедушка зажег свечи и вытащил старый патефон. Ну, знаете, такой чемодан с пружиной внутри и ручкой для завода, и поставил пластинку:
 
Что ж вы, друзья, приуныли?
Иль песни морские забыли?
 
И мы хорошо так праздновали. Даже немножко досадно было, когда включилось электричество.
— Раз уж нет гирокомпаса, может, посмотрим патефон? — предложил простодушный первоклассник Антон. — И послушаем пластинки?
Яков Платонович сказал, что это можно.
И скоро потертый патефон, который сохранился у боцмана Перышкина с детства, играл пластинку с песенкой из такого же старого фильма "Дети капитана Гранта":
 
Жил отважный капитан,
Он объехал много стран...
 
Коты сидели у патефона и слушали, наклонив головы. Синтаксис хотел потрогать блестящую головку мембраны, но Яков Платонович сказал: "Я тебя... " И растопыренная Синькина лапа замерла в воздухе.
— А диск у патефона тоже почти что гироскоп, — заметил Вася, — Вот как вертится!
Пластинка кончилась. И, прежде, чем ее перевернуть, Яков Платонович сообщил:
— С компасом мы еще не закончили. Завтра я расскажу вам про деления на его картушке.
 

Румбы горизонта

 
— Вот, смотрите, — начал Яков Платонович на следующий день. — На картушке деления...
— Градусы, — уточнил Вася.
— Да, все триста шестьдесят градусов. Но есть и другие обозначения, с латинскими буквами. Это РУМБЫ.
На них делится не только картушка, но и горизонт. Румбы показывают   с т р а н ы   с в е т а  и направления между ними.
Курс определяют чаще всего в градусах — это точнее. Но можно и в румбах. А уж при определении направлений ветра без румбов никак не обойтись. Поэтому они особенно важны на парусниках.
Главных румбов четыре: Север, Юг, Восток и Запад. Они-то на страны света и указывают. Самые главные из них — те, что смотрят на полюса: Север — он называется по-морскому НОРД (NORD) и обозначается буквой N — и Юг, который носит имя ЗЮЙД (SUD) и обозначается буквой S.
Два других — Восток и Запад. Восток — где восходит солнце, Запад — сторона заката.
Восток носит имя ОСТ (OST) и у него буквенная отметка 0 (а иногда такая — О ).
Запад называется ВЕСТ (WEST) и знак у него — буква W.
Запомнить названия нетрудно. Слово "норд" мы слышим часто, многие знают, что это "север". Есть даже такое выражение — "нордические страны", это области у Северного полярного круга. (А полярные круги, пока я не забыл, это северная и южная параллели шестьдесят шесть градусов и тридцать три минуты. Это границы очень холодных областей. Зимой там постоянная полярная ночь, а летом сплошной день с незаходящим солнцем)...
Ну, запомнили, что такое "норд"?
А в словах "зюйд" и "юг" одинаково громко звучит буква "ю", так что запомнить совсем просто.
Слово "ост" — как бы серединка слова "восток".
Остается запомнить "вест". Оно не похоже на "запад". Но мы все равно не забудем, верно?
Кстати, запомните: на картах и схемах принято всегда изображать север вверху (значит, юг оказывается внизу), а восток справа (запад, следовательно, будет напротив, слева).
Советую нарисовать главные румбы. Вот так:
Главные румбы
 
Как видите,   г л а в н ы е румбы делят окружность картушки и горизонта на четверти. В этих четвертях, между главными, лежат еще четыре румба. Называются   ч е т в е р т н ы е.
Между нордом и остом располагается...
— Норд-ост! — бодро сказала Ксеня.
— Между нордом и вестом...
— Норд-вест! — поспешил Антон.
— Между зюйдом и вестом...
— Зюйд-вест! — не выдержал Вася.
— Между зюйдом и остом...
— Зюйд-ост... — снисходительно закончил Слава. Мол, что тут непонятного.
Но Яков Платонович разъяснил на всякий случай.
— Как вы сами понимаете, это все равно, что "северо-восток", "северо-запад", "юго-запад" и "юго-восток"... Но вы обратили внимание, что никогда не говорят "востоко-север" или "западо-юг"? Это не принято. Так же вы не услышите названий "ост-норд" или "вест-зюйд". В составных названиях четвертных румбов сначала всегда упоминаются те, которые смотрят на полюса.
— Наверно, из уважения к полюсам,-догадалась Ксеня. — Ведь через них проходит ось Земли.
— Видимо, так... А теперь нарисуем и четвертные румбы...
Четвертные румбы
 
Слава поднял руку:
— Извините, но, по-моему, бывают еще норд-норд-ост и ост-норд-ост и всякие другие...
— Бывают. Они обозначаются тремя буквами, поэтому называются   т р е х б у к в е н н ы м и.
Расположены трехбуквенные румбы между главными и четвертными.
Как образуются их наименования?
Сначала берут главный румб, поблизости от которого находится нужный нам трехбуквенный. Например, S (зюйд). Потом смотрят, какой рядом с "нашим" румбом есть четвертной. Скажем, SO (зюйд-ост). "Наш" находится между ними. Чтобы дать ему имя, сначала обязательно называют главный румб, а следом уже — четвертной, вот и получаются три буквы — в данном случае SSO (зюйд-зюйд-ост).
Теперь поработаем головами и карандашами. Врисуем трехбуквенные румбы в нашу схему.
Трехбуквенные румбы
 
— Разобрались?
— Ага, — выдохнул Антон. Он с Васиной помощью закончил рисунок последним. — Это уже все румбы?
— Нет, дорогой мой, не все... Главных румбов — четыре, четвертных — тоже четыре, трехбуквенных уже восемь. Пока всего шестнадцать.
А между всеми этими румбами втискиваются еще шестнадцать...
— Чтоб им пусто было, — шепнул Антон. Яков Платонович рассмеялся:
— Им не пусто, а наоборот, тесновато. Влезли, понимаешь ли, да еще требуют, чтобы каждому тоже дали имя.
— Трех букв здесь не хватит, — вздохнул Слава.
— Не хватит... Если мы начнем считать эти румбы по порядку (начиная с того, что после N, по часовой стрелке), то окажется, что у них у всех нечетные номера. То есть такие числа, что не делятся на два...
— Пояснение для первоклассников, — поддела Антошку Ксеня.
— Да знаю я, что такое нечетные числа, — буркнул он.
Яков Платонович обрадовался:
— Значит, ты знаешь и как называются эти румбы! В точности так же —   н е ч е т н ы е! Их имена составляются с помощью слова "тень".
— "Тень на плетень"... — опять проворчал Антон.
— Нет. В данном случае это означает "близкий к..." То есть близкий к одному из главных румбов, к какой-то стране света. Например, "тень ост", "тень зюйд".
С определением этих румбов у новичков иногда бывает неразбериха, помню, даже курсанты путались, а на самом деле нет ничего сложного.
Прежде всего запомните: трехбуквенные румбы (всякие OSO и WNW) припутывать сюда не надо. В определении нечетных румбов (которые с "тень") они не участвуют.
Когда надо узнать, как называется какой-нибудь нечетный румб, делаем вот что.Сначала смотрим, какой   г л а в н ы й или какой   ч е т в е р т н о й (то есть из двух букв) ближе всего к "нашему" нечетному. И называем его. Например, NO...
Затем надо определить, в какую сторону от этого NO отклоняется "наш" румб. К северу, к востоку, к югу или к западу? То есть к какому г л а в н о м у румбу? На остальное сейчас смотреть не надо, важны только стороны света.
Допустим, отклоняется он к северу, к N. Иначе говоря -"тень норд". Вот и получается: норд-ост-тень-норд. Или NOtN. Потому что слово "тень" здесь обозначается маленькой латинской буквой t (тэ).
Ну, и снова беремся за карандаши. Дополним наш рисунок нечетными румбами и их названиями.
Нечетные румбы
 
Когда кончили рисовать, Антон измученным голосом спросил:
— Будут еще румбы? Или все, наконец?
— Все. Правда, иногда говорят "полрумба", "четверть румба", но мы эти деления отмечать не будем.
— Уф... — выдохнул Антошка.
— Не вздыхай. Если трудно разобраться сразу, со временем поймешь... Вспомни рангоут. Казалось, сколько там непонятных названий! Но когда вы поняли   с и с т е м у рангоута, все остальное стало проще. Поймете и здесь... А сейчас вернемся к компасу.
То, что мы нарисовали на доске и в тетрадях — то есть румбы — нанесено и на компасную картушку (правда, трехбуквенные и нечетные румбы не обозначены буквами, но моряки помнят их и без этого).
На старинных компасах картушки пестро раскрашивались, северный румб часто украшался изображением лилии — это был символ правильного курса. Сейчас картутшки выглядят попроще, это и хорошо: пестрота и узоры только отвлекали штурмана и рулевого... А теперь смотрите. Я недавно сфотографировал картушку старого компаса, которую нашел среди книг, и отпечатал несколько снимков — для каждого из вас. Вложите эти картушки в тетради, они вам пригодятся для занятий.
Картушка
 
— Дедушка, какой ты молодец! — воскликнула Ксеня.
— Да, это уж точно, — усмехнулся Яков Платонович. — А теперь давайте потренируемся в определении курсов... Слава, ты принес то, что я просил?
— Конечно! — Слава выскочил за дверь и вернулся с длинным газетным свертком. Сбросил бумагу, под ней оказалась полуметровая доска, вырезанная по форме корабельного корпуса. Слава сказал, что работал над этой штукой целый вечер.
— Прекрасно! Положим ее на палубу! — скомандовал Яков Платонович. — Поставим на нее компас. Вот так... Представим, что это настоящий корабль с компасом. В движении... Ну-ка, кто скажет, каким курсом он идет?
Четверо стукнулись головами над компасным стеклом так, что котелок слегка загудел.
— Курс норд-вест, — первым сообразил Слава. — Или триста пятнадцать градусов.
— Очень хорошо. Вася, слегка поверни корабль к норду. Так, чтобы курсовая нить перешла вправо на один румб... Что теперь?
— Теперь... теперь... Кажется, норд-вест тень-норд... Да! А в градусах... кажется, триста двадцать шесть.
— Точнее — триста двадцать шесть и еще четвертушка. В одном румбе одиннадцать с четвертью градусов. Если не верите, разделите 360 на 32 румба.
— Мы верим, — торопливо сказал Антон.
— То-то же ... А сейчас позанимайтесь сами с этим кораблем. Пусть он походит в разных направлениях, а вы определяйте курсы...
И начались упражнения.
Конечно, корабль был из простой доски, но компас-то настоящий! Протирая на коленях джинсы, мореходы ползали по половицам вдоль и поперек.
Только и слышалось:
— Зюйд-вест-тень-вест... Нет, просто зюйд-вест, это ты сдвинул нечаянно! В море такой простор, а ты толкаешься. А теперь курс норд-ост! Сорок пять градусов!
Курс норд-ост
 
— Поворачиваем к норду и плывем к Северному полюсу! — посоветовал Антон.
— Но там ведь ужасно сильное магнитное склонение! — испугалась Ксеня.
— Компас не будет работать как следует.
— А мы включим гирокомпас! — решил Вася.
— К сожалению, и гидрокомпаса вблизи полюсов работают "не очень", — заметил Яков Платонович. — Приходится применять специальные приборы. Например, солнечный компас. Он ориентируется на солнце, которое в полярных областях в летнее время не заходит круглые сутки.
С таким компасом в 1928 году знаменитый путешественник Руал Амундсен на гидросамолете "Латам" полетел искать экспедицию итальянского генерала Нобиле, которая потерпела в Арктике аварию на дирижабле "Италия"... В этом полете самолет со всем экипажем погиб. Но виноват, конечно, не компас. Что-то случилось с самой машиной...
— У нас солнечного компаса нет, — рассудил Вася. — Поворачиваем на юг. Почему такой тихий ход? Поднять на всех мачтах трюмсели!
 
Холода нам нынче ни к чему!
Южный ветер дует нам в корму!
 
— обрадованно сочинил Антон.
— Постой, постой, голубчик, — забеспокоился Яков Платонович. —
Вы ведь отправились на юг. Значит, в корму вам дует   с е в е р н ы й ветер!
— Извините, но как же так? — засомневался Слава. — Ведь ветры очень часто называются так же, как и румбы! Я читал! Влажный "зюйд", штормовой "норд", свирепый "норд-ост"... тот, который в Новороссийске называется "бора". Значит, дуть они должны в ту сторону, куда указывает этот румб.
— А вот тут, друг мой, ты допускаешь ошибку, типичную для сухопутных граждан. Между курсами и ветрами — разница. Когда говорят "курс корабля — зюйд", значит судно идет  н а   ю г.  А когда говорят "дует зюйд", это значит — ветер  с   ю г а.
Курсы и направления ветра
 
Чтобы запомнить это, моряки придумали поговорку: "Судно идет  и з   к о м п а с а,  а ветер дует  в   к о м п а с".
— Понятно, — вздохнул Вася. — Значит, с южным ветром мы на юг не попадем.
— Попадете, но только если будете идти   в л а в и р о в к у, змейкой. Зигзагами... Но об этом поговорим, когда займемся   к у р с а м и   и   г а л с а м и   о т н о с и т е л ь н о   в е т р а.
— А это что такое? — опасливо спросил Антон.
— То, что моряку-паруснику необходимо знать как собственное имя. Но об этом завтра. А пока тренируйтесь с компасом.
— Курс норд-норд-вест! — определила Ксеня. — Прямо на морское чудовище по имени Синтаксис!
Синька обиделся и ушел из комнаты. Василиса за ним — утешать.
Компаса котов не интересовали. Может быть, они им вовсе не нужны: говорят, внутри у кошек есть устройство, которое помогает им без приборов определяеть, где север и юг. Но, во-первых, это не доказано, а во-вторых, не имеет отношения к науке о судовождении. Зато к ней имеет отношение маневрирование парусных судов.
 

© Идея, составление, дизайн Константин Гришин