№ 10 (60), 25 июля 2005 года

1.      Ректор МГУ обозначил перспективы образования и науки в России.

2.      Полету «Союз-Аполлон» 30 лет.

3.      "ГлобалТел" обеспечит спутниковую связь под эксперимент ИЗМИРАН.

4.      Оптические наблюдения авроры в период МПГ.

5.      Китай запустит солнечный телескоп.

6.      Датский Национальный Космический Центр.

7.      Колонка редактора.

1. Ректор МГУ обозначил перспективы образования и науки  в России.  Двадцатого июня 2005 года в Актовом зале Фундаментальной библиотеки МГУ (совершенно новое здание на новой территории МГУ)  состоялось заседание Совета Ученых советов МГУ. Главным вопросом повестки дня был отчетный доклад ректора В.А.Садовничего. Довольно обширные выдержки из доклада В.Садовничего приведены на сайте МГУ http://www.msu.ru/news/?2005-07-06_16-31.6f694f7.msg . В докладе содержится много важной информации – от исторических фактов, где мотивом всех изложений является мысль, что самый первый университет России был основан в Москве, а не в Санкт-Петербурге, до освещения текущего положения дел, по которым МГУ является лучшим университетом не только в России, но, пожалуй, и во всей Европе.

Из доклада ректора видно, что для физиков в МГУ имеются широкие возможности для развития научных исследований. Университет оснащается новым научным оборудованием в невиданных за последние 15 лет масштабах. Уже закуплена и осваивается первая партия оборудования на 37 миллионов евро. К настоящему времени практически все оборудование введено в эксплуатацию и эффективно используется, как правило, совместно многими коллективами ученых. В.Садовничий привел несколько конкретных примеров того, какие возможности для исследователей открываются благодаря новому оборудованию. В своем докладе ректор также подчеркнул, что важным научным результатом стал запуск первого университетского юбилейного спутника «Татьяна». Этот спутник, на котором установлены приборы, изготовленные специалистами НИИЯФ МГУ, выполняет обширную научную программу исследования физических процессов в космическом пространстве. Образовательная часть проекта открыта для участия любых российских учебных заведений и рассчитана на подготовку специалистов в различных областях физики, астрономии, наук о Земле. В.А.Садовничий напомнил об интересном факте, а именно о том, что через несколько часов после выведения спутника на орбиту на Солнце произошла очень мощная вспышка. Она вывела из строя аппаратуру на многих спутниках, уже находящихся в космосе. Спутник «Татьяна» выдержал это испытание и зафиксировал это уникальное явление в космосе.

В итоге доклада В.А.Садовничий подчеркнул, что МГУ занимает особое место – и в образовании, и в науке, и в жизни общества, и в жизни выпускников МГУ – а их не сосчитать: всех, кто за 250 лет имел возможность впитать вместе с науками особый, незабываемый дух Alma Mater. И эта уникальная роль Московского университета, его место в неформальной табели о рангах принадлежат ему не по праву первородства, а по заслугам всех, кто работал и учился в Московском университете, его замечательных профессоров и преподавателей, выдающихся ученых, всех его выпускников, прославивших университет. В самом конце доклада В. Садовничий сказал:  «Сегодня все мы продолжаем святое дело служения образованию, науке и культуре, служения Отечеству, которое нам завещали наши великие предшественники. От нашей верности традициям, помноженной на творческий поиск нового и самоотверженную работу, зависит будущее Московского университета, будущее науки и образования России».

Эти замечательные слова и все содержание доклада В.Садовничего подтверждают, что образование и наука России могут на примере МГУ действительно иметь мировой уровень. Так может быть Академию наук передать в МГУ и в другие университеты, как это фактически было 100 лет тому назад? АЗ

2. Полету «Союз-Аполлон» 30 лет. На сайте ЦУПа, можно найти толковый текст, посвященный знаменательной дате – 30-летию полета «Союз-Аполлон», см. http://www.mcc.rsa.ru/apollon_sojuz.htm. Эта дата многим напоминает о периоде расцвета советской космической науки. 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» в СССР и «Аполлон» в США начался первый в истории человечества совместный космический полёт представителей разных стран. Экипаж «Союза-19» составляли космонавты Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер), экипаж «Аполлона» – астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции. Первое касание кораблей «Союз-19» и «Аполлон» зафиксировано в 19:09 мск, переходный люк отсека корабля «Союз» был открыт в 22:12, люк стыковочного модуля «Аполлона» был открыт в 22:17, символическое рукопожатие командиров кораблей зафиксировано в 22:19. В состыкованном виде корабли находились 43 часа и 59 минут. Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона прошла точно по программе и наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъёмки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства ФАИ о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед.

Для передачи цветных ТВ изображений во время совместного полета «Союз-Аполлон» использовался американский геостационарный спутник АТС-6, специально выведенный в точку стояния 35 градусов Е. Этот же спутник мы позднее использовали для эксперимента UCLA-ИЗМИРАН по сбору наземных геомагнитных данных в реальном времени с обсерваторий Одесса, Минск и Архангельск.

Под совместный полет была разработана большая научная программа, в том числе эксперимент «солнечное затмение». 19 июля, после расстыковки кораблей, Аполлон заслонил Солнце, и можно было наблюдать солнечную корону. Автором эксперимента был известный исследователь, сотрудник ИЗМИРАН, проф. Г. Никольский. Фактически этот эксперимент стал прообразом всех дальнейших исследований Солнца и его короны с космических аппаратов типа SOHO и КОРОНАС. АЗ

3. "ГлобалТел" обеспечит спутниковую связь под эксперимент ИЗМИРАН. ЗАО "ГлобалТел" обеспечит каналом спутниковой связи системы Глобалстар стратосферный измерительный комплекс, подготовленный к экспериментальному полету Российским Институтом Земного Магнетизма Ионосферы и Распространения Радиоволн (ИЗМИРАН) Российской Академии Наук. "ГлобалТел" предоставил для сбора данных в режиме on-line спутниковые модемы GSP-1620, которые решат существовавшую до сих пор проблему приема-передачи данных и управления полетом в реальном масштабе времени и обеспечения безопасного приземления комплекса. Совместный доклад по стратосферному комплексу со спутниковой связью был сделан на 17-м симпозиуме Европейского Космического Агентства (ESA) в Норвегии в июне 2005 г. ИЗМИРАН выполняет уникальные высотные аэростатные эксперименты по измерению геофизических полей уже много лет. До настоящего времени передача научных данных с борта аэростата на наземный пункт сбора данных была нерешенным вопросом. Запись данных осуществлялась на борту аэростата в память управляющего контроллеров подвесок. В результате экспериментов часть данных неизменно терялась из-за утраты подвесок аэростатов. Данная проблема была решена путем интеграции в систему спутникового модема системы Глобалстар, который обеспечивает непрерывную передачу команд управления и прием данных с приборов, изготовленных в ИЗМИРАН. По мнению специалистов ИЗМИРАН, разрабатывавших данный проект и рассмотревших в процессе разработки различные варианты сбора и передачи данных, применение в эксперименте оборудования и связи спутниковой системы Глобалстар явилось наиболее оптимальным решением данной проблемы.

Информация с сайта http://www.spacenews.ru/spacenews/live/full_news.asp?id=14127.

От редакции: по сообщению руководителя эксперимента доктора физмат. наук В.П. Цветкова, полет очередного аэростата планируется провести в сентябре 2005 года по трассе Вольск – Северный Урал. АЗ

4. Оптические наблюдения авроры в период МПГ. По инициативе доктора Ингрид Сандал (Ingrid Sandahl) из Кируны, сформирована международная группа специалистов по оптическим наблюдениям полярных сияний - International Network for Auroral Optical Studies. На сайте http://www.alis.irf.se/auropt/ приведены сведения по составу участников и планам работы этой группы на период Международного полярного года, 2007-2008 гг. К участию в программе заявились все ведущие геофизические институты из таких стран как Канада, Китай, Финляндия, Швеция, Норвегия, Англия, США, Япония, Россия. В августе пройдет две встречи, на которых будут обсуждены разные аспекты совместной работы по программе. 32-ой Европейский симпозиум по исследованиям атмосферы оптическими методами пройдет в конце августа в Канаде, 29 августа - 01 сентября, см. http://quark.physics.uwo.ca/32am/. На нем будет организована специальная сессия по оптическим наблюдениям авроры. Тема наблюдений за полярными сияниями будет также рассмотрена на 12-ой школе EISCAT (радару некогерентного рассеяния) в Кируне примерно в те же сроки, см. объявление на сайте http://www.alis.irf.se/auropt/. АЗ

5. Китай запустит солнечный телескоп. Китайские ученые сконструировали самую точную в мире солнечную обсерваторию, которую выведут на околоземную орбиту в 2008 году, сообщает агентство Синьхуа, см. http://www.china.org.cn/english/2005/Jul/134882.htm.  Прибор состоит их двух оптических телескопов, с диаметром зеркала в один метр, одного рентгеновского и нескольких спектрографов, в том числе на линию гелия и в радиодиапазоне. Габариты спутника 2 х 2 х 5 метров, гарантийный срок работы - три года, орбита солнечно-синхронная в 730 км, разрешение – точка в 70 км на поверхности Солнца, что примерно на порядок выше, чем у SOHO. Стоимость обсерватории SST (Space Solar Telescope) 80 миллионов юаней (примерно 9,9 миллионов долларов). Наземный комплекс по обработке данных включает кластер из 50 процессоров, скорость приема данных 100 Мб/сек.

За время спутниковых исследований Солнца было запущено около 130 приборов, из которых сейчас на орбите работают не менее 20. Япония, США и Англия ведут разработку новой солнечной обсерватории SOLAR-B, у которой диаметр оптического телескопа составит 50 см, что вдвое меньше китайского телескопа. Ожидаемая дата запуска SOLAR-B – сентябрь 2006 года из космоцентра Кагошима, Япония. Приятно напомнить, что в России идет проект  КОРОНАС-ФОТОН, запланированный к запуску в 2006 году, так что российские ученые не отстают от своих зарубежных коллег. АЗ

6. Датский Национальный Космический Центр. В Дании сформирован  The Danish National Space Center (DNSC) под эгидой Министерства науки, технологий и инноваций. Основные направления исследований – астрофизика, геодезия, физика солнечной системы и космические технологии. Центр работает в тесной связи с Институтом Астрономии, Геодезии и Физики им. Нильса Бора при Университете Копенгагена. Штат Центра включает около 70 исследователей, работа ведется над более чем 14 проектами.

Среди них уже выполненные, такие как ЭРСТЕД и ИНТЕГРАЛ, и новые, такие как SWARM. см. http://spacecenter.dk/index.shtml. В штате Центра известные ученые и специалисты – Э.Фриис-Кристенсен, директор Центра и руководитель программы SWARM, Фриц Примдал - специалист по космической магнитометрии и руководитель группы магнитометрии при Техническом Университете, см. http://iris.iau.dtu.dk/research/CSC/index.html. В Центре также работает российский ученый Алексей Кувшинов, который занимается разработкой и реализацией математических подходов к трехмерному моделированию, анализу и интерпретации спутниковых магнитных сигналов от внешних (ионосферных и магнитосферных) источников, а также сигналов, порождаемых движением океанических масс. В этом качестве он является участником подготовки проекта SWARM. АЗ

7. Колонка редактора. Еще раз напоминаю, что готовится переход на новую систему рассылки Бюллетеня (ЭБ по СЗФ) для чего ведется обновление базы Ваших электронных адресов. Пока что подтвердили свое желание получать ЭБ в будущем мене половины корреспондентов. Те, кто еще раздумывает, напоминаю, что  необходимо прислать следующие сведения НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: Ф.И.О. полностью, место работы - должность, научное звание и полное название организации, а также служебный номер телефона.

Приятного летнего отдыха! Ваш Александр Зайцев